Собираясь на собеседование с работодателем или в кадровое агентство, нужно подготовиться к вопросам, которые вам зададут. И хотя на собеседовании интервьюер обычно в той или иной мере импровизирует, существует круг вопросов, которые могут быть заданы с большой степенью вероятности. И чем лучше вы подготовитесь, тем естественнее и убедительнее будет ваше поведение на собеседовании. Дадим несколько базовых советов о том, как нужно отвечать на любые вопросы: Правильно сядьте. Нужно сидеть, повернувшись к интервьюеру не только лицом, но и всем туловищем. Если для этого необходимо передвинуть стул, не стесняйтесь. Ноги не поджимайте и не держите скрещенными под стулом. Держите зрительный контакт. Слушая вопрос, внимательно смотрите в лицо интервьюеру. Лучше поймете вопрос. Отвечая, старайтесь не смотреть вниз, в сторону или в потолок. Обычно интервьюерам это не нравится. Выслушивайте вопрос до конца, не перебивая. Старайтесь показать внимание и интерес к вопросу. Начинайте отвечать, если уверены, что поняли вопрос. Иногда интервьюер формулирует вопрос пространно и неконкретно. В такой ситуации лучше спросить: “Правильно ли я понял, что вас интересует то–то и то–то?” Очень часто после этого интервьюер уточняет вопрос и тем самым помогает вам правильно ответить. Не говорите долго. Думаю, что 2–3 минуты – это предельная продолжительность ответа. Если вопрос сложный, то дайте в своем ответе наиболее важную, ключевую информацию. И скажите, что готовы детализировать, если нужно. Излишне пространные ответы – типичная ошибка неопытных соискателей. Не отклоняйтесь от сути вопроса. Даже если вопрос таков, что ваш ответ получается очень кратким, не смущайтесь. Довольно часто, стараясь показать себя с лучшей стороны, соискатель уходит от темы, начинает рассказывать что–то свое. Прежде чем говорить, выясните, интересно ли это интервьюеру. Умейте держать паузу. Если вы считаете, что ответили на вопрос, то лучше всего замолчать и держать паузу, не нервничать. Пусть интервьюер думает, о чем вас спросить. Будьте терпеливы. Не говорите очень тихо и очень громко. Слишком тихий голос может создать у интервьюера впечатление, что вы неуверенный в себе человек. Если вы держите зрительный контакт, то нужная сила голоса в большинстве случаев определяется как бы сама собой. Валерий Поляков президент Кадрового объединения “Метрополис” http://www.chuvsu.ru/~ef_csu/career/talk/talk.htm как отвечать на типичные вопросы, задаваемых интервьюерами. Расскажите о себе Недопустим ответ: “В резюме все написано”. Отвечая, не рассказывайте пространную автобиографию (не уложитесь в 2–3 минуты). Лучше сказать коротко об образовании, а потом описать опыт работы. Это хорошая возможность показать свои сильные стороны в профессиональном плане. Если интервьюера заинтересует еще что–то, он имеет возможность спросить вас об этом. Почему вы готовы рассматривать предложение о новой работе? Главное – это не показать себя бедствующим человеком. Если у вас сейчас есть работа, обязательно скажите о ней что–нибудь хорошее. И после этого назовите какой–то момент (или отдельные моменты), который вас не устраивает. Почему вы перешли из такой–то фирмы в такую–то? Интервьюер задает обычно такие вопросы, отталкиваясь от вашего резюме. Отвечая, руководствуйтесь рекомендациями по предыдущему вопросу. Иногда в таких ситуациях соискатели очень недоброжелательно отзываются о фирмах и руководителях. Это плохо. Интервьюер может предполагать, что вы можете точно также ругать фирму, интересы которой он представляет. Что вы считаете своими важнейшими достижениями? Даже если это не указывается в вопросе, говорить следует о профессиональных достижениях. Некоторых смущает необходимость говорить о своих достижениях, хвалить себя. Не смущайтесь, это вполне обычная для собеседования ситуация. Здесь важно правильно выбрать тон, стараться выглядеть объективным. Более того, если вас не спросят о достижениях, постарайтесь найти возможность рассказать о них. Были ли у вас промахи или неудачи по работе? Этот вопрос относится к категории “закрытых” вопросов, на него можно ответить коротко: “Да, были”. И спокойно держать паузу. Скорее всего, интервьюер попросит привести примеры. Они должны быть у вас заранее подготовлены. Не обязательно в качестве примеров давать свои самые большие промахи. Главное, чтобы, назвав свое упущение, вы могли показать, как вы сами его исправили и избавили компанию от неприятностей (или минимизировали их). Какие у вас есть вопросы? Нужно иметь в запасе хорошие вопросы. Нельзя, как это делают некоторые, сказать: “Спасибо, мне все ясно”. Хорошие вопросы – это вопросы о задачах, которые нужно решить, о том, как сейчас ведется дело, какие, например, есть технические информационные и прочие ресурсы для успешного выполнения работы. Вопросы продолжительности рабочего дня, оплаты, льгот и т.п. нужно стараться не обсуждать до тех пор, пока вам в явном или неявном виде не сделают предложение о работе. Разумеется, это не все часто задаваемые вопросы. Интервьюеры могут интересоваться здоровьем, семейным положением, жилищными условиями, оплатой труда и многим другим. Кроме того, вы должны быть готовы к разнообразным чисто профессиональным вопросам. Что вам нравилось на последней работе? Для работодателя важна не только квалификация человека и его способность выполнить требуемую работу. Не меньшее значение имеют желание делать именно эту работу (мотивация) и личностные качества, определяющие способность человека сработаться с руководителем и вписаться в коллектив. Ваш ответ на вопрос “Что нравилось (нравится) …” может дать умелому интервьюеру информацию для оценки вас как кандидата сразу по нескольким направлениям. Во–первых, в ответе нужно показать, что вам нравится дело, которым вы занимаетесь. Во–вторых, желательно сказать, что–то хорошее о компании, в которой вы работали (работаете). В–третьих, желательно обозначить свою способность устанавливать добрые отношения с людьми и заинтересованность в таких отношениях. Все это нужно сформулировать кратко (обычно интервьюерам не нравятся пространные ответы–рассуждения). Подводный камень заключается в том, что вы должны быть готовы к провокационному вопросу интервьюера: “Если все так хорошо, то почему же вы ушли (готовы уйти)?” Это как раз тот случай, когда хороший ответ должен готовиться и репетироваться еще до прихода на собеседование. Попробую прокомментировать подобную ситуацию на примере. Допустим, вы менеджер по региональным продажам. На вопрос “Что нравится…” вы отвечаете: “В первую очередь, сам характер работы. Я люблю и умею продавать. Мне кажется, я в этом профессионал. Атмосфера в коллективе мне еще нравится. Сложились хорошие отношения с коллегами”. Делаете паузу, следите за интервьюером. Он не удовлетворяется и спрашивает: “А что еще?” Вы добавляете: “За два года работы в компании я сумел добиться существенного роста продаж на своем участке. Мне это тоже нравится”. Интервьюер ставит вам ловушку: “Тогда почему же вы готовы уйти?” Ответ может быть, например, таким: “Я бы мог увеличить региональные продажи еще больше. Мои контакты с регионами это позволяют. Но производственные мощности ограничены. А других возможностей для роста в компании сейчас нет”. А теперь пример неудачного ответа: “Что нравится? Ну, как бы это получше сказать… Я сейчас подумаю… Да, когда я приходил, меня перспективы заинтересовали, производство должно было расти, мне это понравилось. И зарплата росла, пока можно было наращивать продажи. Ну, еще коллектив нормальный, каких–то дрязг и интриг нет”. Чувствует разницу в тоне? Информация сообщается очень похожая, а ответ воспринимается совсем по–другому. Валерий Поляков президент Кадрового объединения “Метрополис”

Добавить комментарий