Устные экзамены — двойной стресс для абитуриента: к понятному волнению на вступительных испытаниях прибавляется страх публично отвечать. Как научиться правильно говорить и справляться с негативными эмоциями? Эти навыки пригодятся вам не только при поступлении.

Не тушеваться на публике, говорить уверенно и грамотно учат на специальных курсах по ораторскому искусству. Программа подготовки строится на основе речевых упражнений, ролевых игр и выступлений. Конечно, под руководством опытных педагогов вы быстрее достигнете результатов, но и занимаясь дома можно добиться чистого и четкого произношения, избавиться от слов–паразитов и обрести уверенность в себе.

Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди, робкие и стеснительные от природы. На самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Не у вас одного от волнения путаются мысли, потеют ладони, слабеют колени, учащается пульс и срывается голос.

Феликс Кирсанов, автор программы обучения, преподаватель курса «Ораторское искусство и мастерство общения «Orator.ru»:

— Уверенность в себе — это обычный навык, который способен развить в себе любой человек. Научиться общаться уверенно можно, только общаясь, одни лишь книжки тут не помогут — важна практика. При этом не обязательно непременно искать больших аудиторий или дожидаться устных экзаменов, практиковаться надо «здесь и сейчас», использовать любую ситуацию: не стесняться задать вопрос, переспросить, уточнить и т.д. Все наши достижения «идут» от головы, поэтому воспитывать уверенность в себе начинайте с правильных установок:

через страх перед аудиторией проходят все люди, волнение при публичных выступлениях — не патология, а нормальное явление (вместо: «я какой–то не такой»)

избавиться от скованности и неуверенности не так сложно, как может показаться

что бы мы ни сказали, всегда найдутся люди, которым что–то не понравится, и это нормально — негативной оценки окружающих не нужно бояться, воспринимайте ее, как должное.

Спокойствие, только спокойствие

Даже волнуясь, можно произвести хорошее впечатление на приемную комиссию. Как выглядеть спокойным и уверенным:

отвечая по конспекту, время от времени смотрите в глаза экзаменатору

жесты должны быть свободными

говорите убежденно громким голосом, а не еле слышным шепотом

избегайте долгих и лишних пауз, частых запинок.

Все это придаст вам внутренней уверенности, которую почувствуют и педагоги: раз уверен — значит, знает.

Упражняйтесь и в непрерывности речи, например, 10 мин говорите о каком–либо предмете или явлении.

Что делать, если сбились с мысли:

проговорите про себя слова «потому что», «поэтому» — они помогают найти нужные слова и мысли

задайте про себя вопрос, связанный с темой ответа (например, какой ученый стоял у истоков данного направления? каким размером написано стихотворение?)

перейдите к смежной, родственной теме, с нее вы быстрее сможете вернуться к главному предмету обсуждения

возникла заминка — развейте последнюю мысль.

Экспресс–помощь

Подходит ваша очередь отвечать? За 5 мин до выхода к столу экзаменатора выполните ряд упражнений — они помогут вам успокоиться и сконцентрироваться.

Потрите руки, глубоко вздохните — это расслабляет плечи, шею, все мышцы, связанные с голосом. Расслабьте мышцы лица. Если есть возможность — пройдитесь, ходьба успокаивает, т.к. усиливает кровообращение. Учтите, одежда у горла и в талии не должна быть тесной, чтобы можно было свободно дышать.

Прежде чем начать говорить, скажите про себя «два». В этом односложном слове есть гласная, произнося которую вы расслабляете горло. Между верхними и нижними зубами образуется промежуток, так вы добьетесь четкой и правильной артикуляции.

Выпрямите спину и шею, разверните плечи, поднимите голову, чтобы подбородок принял горизонтальное положение. Сидя, сохраняйте прямую осанку. Сведите лишние движения к минимуму — они отвлекают не только вас, но и экзаменатора.

Сам себе диктор

Сначала определите свои речевые недостатки. Со многими из них можно справиться самостоятельно, без логопеда. Например, невнятная артикуляция — часто всего лишь небрежность произношения. Запишите свою речь на магнитофон и объективно оцените: вы скомкано произносите звуки, бубните, спотыкаетесь на трудных и длинных словах, говорите монотонно или немного шепелявите? С каждым из дефектов лучше разбираться по отдельности, а затем переходить к следующему. Сохраните первую запись — так вы сможете наблюдать прогресс и корректировать систему занятий.

Одно из самых эффективных упражнений — чтение вслух с выражением в размеренном темпе.

Достаточно читать по 15–20 мин ежедневно, чтобы устранить:

нечеткую дикцию

проглатывание звуков при слишком быстром темпе речи

монотонность, невыразительность речи

небольшой словарный запас.

Добиться чистого произношения, ясной и четкой речи помогут и другие упражнения:

Откройте словарь на тех буквах, которые вам сложно произносить (часто это бывают «л», «р» или «с»). Читайте слова каждый день по странице.

Произносите глубокий звук «ааааааааа», чтобы расслабить горло.

Перед тем, как начать говорить, опустите челюсть немного вниз. Это поможет создать небольшой промежуток между зубами, чтобы свободно произносить звуки.

Заведите словарик труднопроизносимых слов. Проговаривайте длинное и сложное слово по пять–шесть раз, пока не освоите его. Так вы пополните свой словарный запас и устраните общий недостаток всех абитуриентов — слабое владение русским литературным языком.

С помощью секундомера замерьте скорость речи. В среднем человек произносит 120–160 слов в минуту. Если вы говорите быстрее, наверняка «срезаете» часть звуков, вот почему ваша речь становится непонятной. Замедлить речь просто — нужно четко произносить все звуки и слоги.

Монотонная речь утомительна для слуха. Чтобы говорить выразительно, учитесь интонировать — произносить одно и тоже предложение, выделяя голосом разные слова и меняя его смысл:

Я буду читать книгу — буду делать то, что сказано.
Я буду читать книгу — то есть читать буду именно я, а не кто–то другой.
Я буду читать книгу — то есть сделаю это в будущем.
Я буду читать книгу — не пролистывать, а читать.
Я буду читать книгу — именно книгу, а не журнал или газету.

Негативное впечатление на экзаменаторов оказывает и употребление сленга, слов–паразитов. Если сами вы их не замечаете, попросите родителей или друзей оценить вашу речь и делать замечания всякий раз, как вы произнесете «как бы», «типа», «э-э-э–э» и т.д. Точно так же поступают педагоги на курсах мастерства общения: они копируют вредные речевые привычки слушателей, обращая на них внимание, и со временем человек начинает замечать свои недостатки без посторонней помощи, старается их избегать, а затем совсем от них избавляется.

Полезно не только услышать, но и увидеть себя со стороны, свою мимику и жестикуляцию, сделав запись на видеокамеру. Чтобы не отвлекаться на устном экзамене, не беспокоиться, что делать с руками, куда поставить ноги, порепетируйте перед зеркалом, в какой позе вам удобно сидеть и стоять.

Скороговорки помогают добиться правильного произношения, ясной артикуляции и четкой дикции. Эти упражнения находятся на вооружении профессиональных музыкантов и дикторов.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку (для свистящих и шипящих звуков).

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали (на упругость «в», на звонкую, а не трескучую «р» и чтобы «л» не была «немецкой», когда язык не достает до зубов).

Цыплятам на подносе выносит просо Фрося, все косы Фроси — в просе (на чередование парных звуков).

Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до–ду, бра-брэ-бри-бро–бру (это распевки на упругость губ («м»), активность языка («д»), на то и другое («бр»).
На зарядку становись!

Бороться с волнением можно не только на психологическом, но и на физическом уровне.

Ольга Ручьева, педагог–тренер «Учебно–театральной студии Ларисы Соловьевой»:

— Зачастую даже самый подготовленный к устному экзамену абитуриент в прямом смысле слова теряет голову. Во время речи не «сваливайте» голову вперед, назад или в сторону. Не вытягивайте шею вперед, желая быть более убедительным. Следите за осанкой. Не сутультесь! Зажатое тело — это скованная речь. Излишнее напряжение или вялость мышц тормозят процесс формирования мысли, голос становится тихим и монотонным. Неуверенный голос ставит под сомнение ваши знания. В стрессовых ситуациях дыхание часто становится поверхностным. Звучность голоса, хорошая дикция, четкая артикуляция зависят от глубины дыхания во время речи. Расслабьте мышцы живота, перед тем, как заговорить, ощутите, что дыхание «опустилось» в глубину. Произносите фразу на выходящем дыхании. Глубокое дыхание снимет излишнее волнение и напряжение в решающий момент.

Упражнения для осанки, дыхания и голоса:

Встаньте так, чтобы лопатки, задняя сторона плеч, ягодицы, икры слегка касались стены. Не пытайтесь «вдавливать» в стену шею и поясницу — это естественные изгибы позвоночника. Мышцы спины и груди максимально расслаблены. Представьте, что голова подобна воздушному шару, наполненному гелием, поэтому она стремится вверх, увлекая за собой позвоночник. Вообразите, что воздушный шар словно «витает» в воздухе от легкого дуновения ветерка. Сохраняйте это ощущение «плавающей» головы во время речи.

Чтобы расправить плечи — не напрягайте мышцы! Уравновесьте плечи. Для этого чуть приподнимите их вверх, слегка отведите назад и расслабьте. Пусть плечи пассивно упадут вниз. Повторите это упражнение несколько раз. Ощущайте легкость в плечах.

Зевок поможет снять напряжение с мышц, участвующих в формировании голоса. Зевок должен быть круглым, мягким, «сладким». Язык лежит расслабленный, «распластанный», не торчит «колом». Мягкое небо высоко поднято «куполом». Это упражнение растягивает мышцы глотки, позволяет говорить свободно.

После зевка произнесите несколько фраз. А теперь, уже не зевая, но сохраняя это ощущение, повторите те же фразы.

Вспомните, какой вздох облегчения вырывался у вас в детстве, когда ручка учителя скользила по списку учеников в классном журнале и останавливалась не на вашей фамилии. А теперь на таком же вздохе облегчения (на выдохе) произнесите гласный звук «а» или «о». Это освобождает дыхание и голос.

Чтобы перестроить диафрагму, перевести дыхание с грудного в глубокое, выполняйте вот такие упражнения:

выдыхая, произносите «ой-ой–ой», как будто испугались, сокращая мышцы живота

через нос бесшумно вдохните и через рот (губы слегка сжаты, как на «ф») шумно выдыхайте на счет 10 (постепенно увеличивайте количество выдохов, но вдох — только один)

надувайте шарики, контролируя подачу воздуха через диафрагму

тренируйте речевое дыхание: короткий вдох и ровный, а не затухающий долгий выдох (очередную порцию воздуха надо добирать во время ближайшей паузы в речи, когда возникло желание сделать вдох).

Добавить комментарий