Идея обучения во сне овладела умами несколько десятилетий назад. Очень соблазнительной казалась мысль: спать и одновременно усваивать новую информацию, которую тебе начитывает магнитофон. Но это «обучение для ленивых» так и не получило экспериментального подтверждения. Зато в том, что сон помогает усвоить выученное, многие убеждаются на себе. Перед экзаменом после зубрежки обязательно нужно поспать. Даже ученые признают: с новыми знаниями надо «переспать», чтобы они отложились в мозгу.

В 80-90-е годы стала очень популярной гипотеза, что парадоксальный сон непосредственно связан с памятью. Согласно этой очень красивой гипотезе, в парадоксальном сне происходит переработка информации, перевод памяти из кратковременной в долговременную форму. Поэтому и мозг так активно работает. В лабораториях мира прошло множество экспериментов на животных, которые вроде бы подтверждали: лишение парадоксального сна ухудшает запоминание информации. Но не все эти эксперименты были корректно поставлены, и результаты не всегда оказывались однозначными.

Со временем ученые охладели к быстрому сну и стали придавать большее значение в переработке информации медленному сну. Сегодня специалисты очень осторожно говорят про связь сна и памяти. «Эта гипотеза не отброшена, но скепсис остается, — сказал «Деталям мира» Владимир Ковальзон. — В большинстве случаев, если связь есть, она довольно слабая».

Противники гипотезы о важной роли в памяти быстрого сна, по словам Владимира Ковальзона, приводят такие аргументы. В мире миллионы людей принимают антидепрессанты, которые подавляют эту фазу сна. Известны уже десятки людей, у которых быстрый сон исчез совсем. Но на память они не жалуются. Есть известный больной, получивший осколочное ранение в область ядра моста (отдел мозга), из-за чего полностью лишился быстрого сна. Но это не помешало ему окончить высшие юридические курсы, а в качестве подработки редактировать отдел кроссвордов в еженедельнике. Ясно, что с памятью у него было все в порядке.

«Если сон и участвует в процессах памяти, то это не главное, — объясняет «Деталям мира» руководитель лаборатории нейробиологии сна Владимир Дорохов. — В наших экспериментах испытуемые заучивали пары слов, чтобы по одному ассоциативно вспомнить второе. Одной группе давали спать после обучения, другой — нет. Выяснилось, что сон улучшает воспроизведение только тех слов, которые были заучены с одного раза. Мы проводили эксперименты и на крысах, которых лишали сна с помощью оригинального метода: их катали на карусели, и если крыса засыпала, она падала в воду. Результат показал: лишение сна ухудшало обучение, но ненамного — на грани достоверности».

«Есть гипотеза, что во время сна мозг избавляется от ненужной информации, отсекая все лишнее и оставляя то, что действительно важно, — продолжает Владимир Дорохов. — Кроме того, скорее всего, сон влияет на творчество».

Сон — подготовка к бодрствованию

Но если сон нужен нам не для памяти, тогда для чего? Есть мнение, что во время сна происходят важные этапы обмена веществ. «Получены данные, что во время медленного сна у мышей в коре мозга и гипоталамусе работают гены, кодирующие белки, вовлеченные в синтез макромолекул — различных ферментов и других белков, — рассказывает Владимир Ковальзон. — Похоже, что во время сна мозг подготавливается к работе в будущем бодрствовании: идет сборка молекул для последующей передачи информации. Возможно, в это время происходят биохимические реакции, требующие большого количества времени».

Добавить комментарий