Хотя настоящий вечный двигатель невозможен, легко создать машину, которая будет безостановочно работать без помощи человека, пока не износится. Для этого надо лишь обеспечить приток энергии извне из заведомо неисчерпаемого источника, доступного в любом месте.

Первым построил такой аппарат голландский физик Корнелиус Дреббель, показав в 1607 году «вечные часы» королю Якову I Английскому. Выставленные во дворце часы, названные Eltham Perpetuum, вызвали сенсацию среди лондонцев, хотя секрет был прост: голландец использовал незаметные колебания атмосферного давления.

Внутри находилась трубка с поплавком, реагирующим на перепады давления, а передача его движений к пружине не представляла особых трудностей.

Лондонский часовщик Джеймс Кокс в 1760-х годах усовершенствовал конструкцию Дреббеля, соединив в напольных часах ртутный барометр с часовым механизмом. Однако барометр оказался слишком сильным «мотором» для часов, поэтому Коксу пришлось встроить в механизмы заводки дополнительный тормоз!

Еще один принцип, взятый на вооружение механиками, — расширение и сжатие металла от малозаметных перепадов температуры. Швейцарский часовщик Пауль Дроз в 1750 году создал двухслойную пружину из латуни и стали: эти материалы по-разному реагируют на колебания температуры, поэтому при ее повышении пружина должна изгибаться, а при понижении — распрямляться. В наши дни такой принцип по-прежнему используется в швейцарских «вечных часах» Atmos.

Не исключено, что изобретатели когда-нибудь наткнутся на другие, еще неизвестные науке источники энергии и смогут подключить к ним моторы. Но и в таком случае двигатели не смогут называться «вечными»: это название навсегда останется символом прекрасной, но недостижимой мечты.

Добавить комментарий